^На верх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

КГКП «Детский сад №13» акимата г.Рудного

Вторник, 11 Октябрь 2016 00:00

Маленький фантазер или обманщик?

Маленький фантазер или обманщик?

 

Возрастная особенность детей 4-5 лет - это бурное развитие речи и творческого мышления. Эта особенность ярко проявляется в появление такой черты, как фантазирование. Именно в этот период жизни дети начинают рассказывать невероятные истории. О том, как они видели собаку размером с корову. О том, что fantazerпапа с мамой оставили его одного на весь вечер, хотя ничего такого в этой семье не было и т. п.

К сожалению, подобные рассказы часто квалифицируются взрослыми, а вслед за ними и сверстниками как ложь, что, в сущности, совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно для ребенка.

Давайте разберемся, что же такое ложь и что же такое фантазия? Чем они отличаются? Психологи считают, что вымыслы и уловки ребенка - лишь более зрелые и логичные формы воздействия на окружающих, нежели сложившийся еще в младенчестве стиль эмоционального давления (истерики, слезы, выпрашивание и т.д.). То есть в основании обмана лежит манипулятивное поведение, направленное на получение каких либо выгод, избегание наказания и т.д.

Почему же малыши начинают лгать?

  1. Одна из главных причин лжи маленького человека - его недоверие к взрослым. Ребенок говорит неправду, поскольку боится, что его накажут за проступок. Особенно часто ко лжи прибегают дети, чьи родители слишком суровы в наказании и быстры на расправу;
  2. Другая причина, провоцирующая детскую ложь, - это наш родительский эгоизм и бестактность. Мы не считаем детские игры серьезным делом и в любой момент можем оторвать ребенка от его занятий. Умоляющие слова “сейчас-сейчас, ну еще минуточку”, не производят на вас впечатления и даже раздражают. Так же безапелляционно пресекаем мы попытки принести с улицы комок снега, понравившуюся палочку, гладкий камешек - настоящее сокровище, которые мы воспринимаем как хлам и мусор. И ребенок начинает защищаться от нас с помощью вымысла и обмана: проносит все это в дом тайком.
  3. Еще одной причиной детской лжи может явиться и страх разочаровать взрослых. Ребенок старается во всем соответствовать их требованиям. Ожидая от малышей, что они будут хорошо себя вести, станут примерными учениками, мы неосознанно оказываем на них сильное психологическое давление. Оно может исходить как от родителей, так и от воспитателей, а в дальнейшем от учителей. Многие дети считают, что от хороших оценок зависит их будущее. И если они не оправдывают ожиданий взрослых, то чувствуют, что у них нет другого выхода, кроме как обманывать. В таких случаях ложь выполняет функцию защитного механизма от чрезмерного прессинга.

4. Часто малыша побуждает к обману ущемленное самолюбие. Он весьма чувствителен к оценкам окружающих, отношению к себе. И если эти оценки нелицеприятны или же взрослый груб с ним, ребенок начинает огрызаться, дерзить или выдумывать истории, которые как бы вытесняют эти обиды. В этом случае ребенок будет рассказывать, как он отомстил, и как окружающие смеялись над обидчиком. Переиначивая болезненное для своего самолюбия происшествие, ребенок испытывает облегчение, в воображении “расправляясь” с обидчиком, он восстанавливает справедливость, которой не может добиться в реальности. Было бы неправильным пресекать подобные детские вымыслы, имеющие определенный терапевтический эффект и помогающие малышу справиться с суровой действительностью. Но, выслушивая детскую “версию” события и морально поддерживая малыша, следует все-таки постепенно внушать ему мысль, что надо уметь признать свою вину и что честных людей всегда уважают за то, что они не боятся говорить правду.

Таким образом, чаще всего в том, что дети лгут, виноваты мы, родители. Свершая педагогические ошибки, ставя детей в ситуации, в которых он вынужден защищаться, мы тем самым вынуждаем его лгать.

Помните, что ребенок честен со своими родителями, только когда:

-   доверяет им;

-   не боится их гнева или осуждения;

-   уверен: что бы ни случилось, его не унизят как личность;

-   обсуждать будут не его, а поступок, который надо исправить;

-   помогут, поддержат, когда ему плохо;

-   ребенок твердо знает: вы на его стороне;

-   знает, что даже если накажут, то разумно и справедливо.

Что надо знать родителям детей, которые лгут:

  • “Ложь” детей может свидетельствовать о нарушениях во взаимоотношениях со взрослыми. Стоит изменить стиль общения с ребенком, устранить причины, вынуждающие его обманывать, и “лживость" сведется к безопасному минимуму. В противном случае она укоренится и станет настоящим бедствием и для него самого, и для окружающих.
  • С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. Ребенок интуитивно усваивает этот стиль общения и не может соответствовать вашим требованиям быть искренним, коль скоро вы сами - не образец правдивости.
  • Ребенок должен усвоить, что говорить неправду он может только в том случае, когда правда звучит невежливо. Нельзя, например, сказать другу, что его подарок тебя разочаровал, или в гостях критиковать хозяйку, объявляя всем, что мама лучше готовит. Как ни странно, но даже самым изощренным маленьким хитрецам плохо дается ложь “из приличия” и, чтобы приучить ребенка к “вежливой “ лжи, иногда нужно немало усилий.
  • Это может быть яркий сон, который ребенок принял за действительность.
  • Это может быть выражение его затаенных желаний: "А мне папа купил щенка", хотя на самом деле, как выясняется, папа только поговорил о такой возможности.
  • Это может быть и безотчетное стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Для этого ребенок приписывает своим братьям и сестрам несуществующие достоинства.
  • Наконец, это может быть и стремление справиться с какими-то страхами. Рассказы о том, как он прогнал страшную собаку, могут быть попыткой преодолеть страх и не выглядеть трусом в собственных глазах.

Вернемся теперь к детским фантазиям. Детские же фантазии не приносят ребенку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказания, не позволяют получить лакомство или игрушку.

Источники таких фантазий могут быть весьма различны:

Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные истории - это спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребенка. Не стоит разоблачать ребенка в его фантазиях, заставлять признать факт неправдоподобности рассказов. Лучше похвалите сына или дочь за интересный рассказ, предложите нарисовать свою фантазию, сочинить продолжение сказки или проиграть события фантазии.

     С одной стороны за фантазией может лежать какая-то проблема, с которой  ребенку трудно справиться в одиночку и, тем самым, вы помогаете своему малышу отреагировать негативный опыт в безопасной обстановке. А с другой - это хороший способ развить его творческое, креативное мышление, которое поможет ему в будущем нестандартно подходить к решению различных проблем и станет надежной опорой в постоянно меняющемся мире.

Опубликовано в Блог педагога-психолога
Четверг, 31 Март 2016 00:00

Домашняя игротека

Домашняя игротека

Цель: Повышение психологической грамотности родителей

Предлагаем вам игры и задания, которые вы можете использовать в домашней обстановке с детьми.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ  

Лифт

Сидя на полу, прямыми ногами поднимать все подвернувшиеся предметы (игрушки, карандаши, пластиковые бутылки и др.)

Ловля ящерицы

Взрослый или ребенок тянет за собой кусок веревки, а его напарник старается наступить на нее, поймать ящерицу.

Подъемная платформа 

Сидя на полу, предложите ребенку поднимать на платформе его любимые игрушки. Положить ему на живот игрушку, оторвать тело от пола, если у ребенка достаточная физическая подготовка, можно ноги немного приподнять, поставить на скамейку.

Кенгуру

Предложите ребенку попрыгать с мячом или воздушным шаром, зажатым между коленей ребенка.

Бег за тенью

Ребенок идет следом за взрослым и повторяет все движения, которые выполняет родитель, изображая его тень. Желательно придумывать движения посмешней. Потом они меняются местами.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Исследователь

Вы и ребенок – «исследователи». Выберите какой – нибудь предмет и начинайте его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-то свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например: назовите этот предмет, скажите, зачем он нужен; каковы его основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан; похож «на», отличается «от» (каких – нибудь других предметов) ; что случится, если его: бросить в воду, огонь, с третьего этажа, ударить по нему, подбросить .

Окружающий мир

Попросите рассказать ребенка об события в его жизни. Это может быть поход в магазин, садик, театр или любое другое заведение. Интересуйтесь подробностями, это может быть одежда окружающих, животные, цвет проезжающих машин. Зная, что дома его будут расспрашивать, ребенок будет обращать внимание на все мелочи в своем окружении. Также можно спросить его мнение о той или иной ситуации.

Кем был?

Предложите ребёнку названия явлений, предметов, а он должен сказать, кем

( чем ) они были раньше. Например, бабочка была гусеницей, цыплёнок – яйцом, стол – деревом, цветок – семенем, дождь – тучей, лето – весной. Хорошо бы отметить возможность нескольких вариантов ответа: к примеру, пальто могло быть кожей, шерстью, тканью и т. п

СЧЕТ       

Игра «Кто знает, пусть дальше считает»

Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» ( и так с любым числом до 10 ).         Назови числа до 6 ( 5, 3, 4 и тд. )

Назови числа после 3 ( 4, 7, 6 и тд.)

Назови число на 1 больше ( или на 1 меньше названного ).

Счёт цепочкой ( поочерёдно ).

Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый — «три», ребёнок — «четыре» и т.д. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.

Отложи столько же предметов ( счёт на слух )

Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребёнок закрывает глаза и считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов.

Вопрос: «Сколько предметов ты отложил? и почему?»

Усложнение. «Отсчитай предметов на 1 больше (или на 1 меньше), чем услышишь хлопков».

Вопрос: «Сколько ты отложил предметов и почему?»

Отсчитай столько же

Перед ребёнком большое количество предметов ( палочки, круги, пуговицы и т.д.

Задание. Отсчитай 4 пуговицы ( или любое другое количество до 10 ), или отсчитай столько палочек, сколько показывает цифра ( при этом взрослый показывает ребёнку любую другую цифру в пределах 10 ).

Цифры

Какой цифры не стало

Перед ребёнком цифровой ряд. Ребёнок закрывает глаза или отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребёнок определяет какой цифры нет.

Наведи порядок   

Все цифры расположены беспорядочно. Дать задание ребенку разложить цифры по порядку.

Соедини стрелкой цифру с нужным количеством предметов.

Обведи в кружок цифру, которая соответствует количеству предметов.

Назови цифру.

Перед ребёнком цифровой ряд. Взрослый предлагает ребёнку показать любую из названных цифр, или, указывая на любую цифру, спросить как она называется.

Назови, какие цифры пропущены   1   3 4   6   8 ?

Какая цифра должна стоять вместо ?   1 2 3 4 ? 6 7 ? 9 10 или

1 2 ? 4 5 6 7 8 9 10 и др.

Ориентировка в пространстве

Кто где?    

Вокруг ребёнка с четырёх сторон ( слева, справа, впереди, сзади ) расставить любые игрушки.

Вопросы: Кто стоит справа ( слева ) от тебя? Кто стоит впереди ( сзади ) от тебя? Где стоит заяц? ( слева от меня ) Где находится машина? ( сзади от меня ) и др.

Фигуры высшего пилотажа

Перед ребёнком лист бумаги и маленький самолётик ( из картона или игрушка )

Задания: Самолёт летит в правый ( левый ) верхний или нижний угол. Где самолёт? Самолёт полетел в середину листа. Где самолёт? и т.д.

Аналогично можно играть и с шайбой ( чёрный круг из картона ). Шайба летит в разных направлениях. Где шайба?

Игровые задания детям

— Топни правой ногой 3 раза.

– Дотронься левой рукой до левого уха.

– Подними вверх правую ( левую ) руку.

– Поставь на носок правую ( левую ) ногу.

– Поставь на пояс правую ( левую ) руку.

– Дотронься левой рукой до правого колена.

– Повернись на право ( налево ).

– Сделай три шага вперёд, повернись влево сделай 5 шагов и т.д.

Фигуры

Различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, овал.

Кто больше назовет

Ребенок и взрослый соревнуются в названии предметов (в окружающей обстановке), похожих на геометрические фигуры. Например:

           (дверь, картина, стена, палас, рамка оконная, крышка стола и тд.)

           (тарелка, обруч, часы, мяч, шарик, баночка, баранка и т.д.)

           (конструктор, юбочка, сумочка, крышка у стола и т.д)

             (огурец, батон, салфетка, хлебница, селедочница и т.д)

Какой фигуры не стало?

Дети рассматривают фигуры, называют, запоминают. Затем закрывают глаза. Взрослый убирает какую-нибудь фигуру, после чего, открыв глаза, дети определяют, чего не стало.

Ориентировка во времени

Знать название текущего времени года. Сколько всего времён года? Назови их по порядку. Какое время года идёт после весны? и т.д.

Название текущего месяца года

Дни недели

Части суток ( что мы делаем утром; когда мы ужинаем, спим, просыпаемся и т.д)

Дни недели

— Какой день недели 1–й ( 3–й, 5–й ) по счету?:

– Сегодня пятница. Какой день будет завтра?

– Четверг – какой день по счету?

– Какой день недели будет после вторника?

– Какой день между четвергом и вторником?

– Сколько всего дней в неделе?

Опубликовано в Блог педагога-психолога

Консультация для родителей:

«Как помочь эмоциональным детям?

(тревожные, агрессивные, гиперактивные дети)»

Цель: повышение психологической грамотности родителей

         В мире нет одинаковых людей. Все мы очень разные. Но каждому человеку, а особенно ребенку, хочется , чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. А со стороны близких людей особо хочется такого отношения. «Как понять своего ребенка?». «Как научиться быть терпимее к его поведению?» – эти вопросы часто возникают у многих родителей.

         Эмоциональное развитие ребенка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже еще раньше. Ведь хроническая усталость, семейные неурядицы и другие неприятные моменты уже подготовили «негативную почву» для эмоциональных проблем ребенка. Рождение, первые минуты, месяцы жизни определяют многое в эмоциональной сфере мальчика или девочки. Очень многое зависит от внутрисемейных отношений. Важно если в семье единый стиль воспитания. В этом случае ребенку не придется «разрываться» в выборе своих действий, приспосабливаться и ловчить. При авторитарном, командном стиле воспитания, у детей часто наблюдается склонность к вранью, упрямству и даже мелкому воровству. Эмоциональность ребенка определяется и наследственным фактором (на кого похож ваш малыш?)

         Некоторые дети эмоциональны внешне (шумные, плаксивые), другие внутренне эмоциональны (боязливые, тревожные), но и тем и другим сложно справляться со своими эмоциями. А крики и наказания со стороны взрослых лишь усиливают проблемы у детей. Что же делать? Как помочь своему ребенку?

       Прежде всего необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, о чем думает. Когда родители в конфликтах проговаривают свое понимание детям, ситуация значительно меняется. Например: «Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль, радость, страх…) или хочешь (играть, гулять, кричать…), но ты пойми и меня, я чувствую…». После этого останется только предложить ребенку альтернативу или ограничить эмоциональные проявления во времени. Для этого на помощь приходит игрушка. Например: « Ты еще немножко поиграешь, а когда зайчик тебя позовет, игра закончится».

Таким образом, убирается агрессия, направленная на взрослых, и родителям легче быть более последовательными в своих требованиях. А когда последовательности нет, т.е. если сегодня вы сказали «да», а завтра «нет», не объясняя причин, или после детских приставаний вы «сдались!», тогда можете считать, что ребенок начнет вами манипулировать, искать новые «кнопки». Что делать, если такое уже случилось и ребенок путает «можно» и «нельзя»? На помощь приходит игра «Солнышки», в которую родители могут поиграть с детьми дома (жетонная терапия):

Красиво оформляется лист бумаги или блокнот. Детям предлагается вступить в игру: «Ты у нас уже совсем большой, многое можешь сделать самостоятельно (необходимо перечислить несколько положительных качеств ребенка), но, например, убирать игрушки у тебя не совсем получается. (Объясняется, как надо убирать). Можно формировать любое другое желаемое взрослыми качество, назвав его ребенку.

«Мы будем рисовать солнышки, когда ты поиграешь и сам правильно уберешь игрушки. Если у тебя будет более двух солнышек (затем количество увеличивается), то в конце дня получишь сюрприз». (Детям не объясняется, что именно, но в качестве сюрприза используются нематериальные ценности. Например: игра с папой, чтение любимой сказки, просмотр мультфильма, разрешение лечь спать на 15 минут позже и др.) Сюрприз обязателен! И когда одно качество сформировано, можно приступать к формированию другого. Родителям перед проведением такой игры рекомендуем выяснить, чего же все хотят от ребенка, каким его видят в будущем папа, мама, бабушка, дедушка. Возможно, каждая семья сама выберет общий, единый образ – мечту для ребенка.

        Эмоциональные дети (боязливые или шумные) нуждаются в двигательной физической активности. Можно использовать «агрессивные игры» – «Злая – добрая кошка», «Упрямая подушка», «Минута шалости» и др. Кроме того, необходимо обучать их расслаблению, релаксации, так как постоянные зажимы у детей (агрессивные или тревожно – боязливые) могут приводить к психосоматическим заболеваниям. Собственная интуиция родителя может подсказать удивительные психологические техники. Например, мама ребенка, страдающего перевозбуждением перед сном, придумала игру в «Бессонницу». Поглаживая теплыми ладонями по телу малыша, мама «собирала бессонницу», а затем выбрасывала её, прогоняя прочь, т.е. в игровой форме производилась релаксация ребенка.

       Однако, прежде чем применять свои педагогические находки, рекомендуем родителям посоветоваться с профессиональным психологом. Так как иногда родительское творчество вместо положительных результатов приносит отрицательные. Например, в семье, где с гиперактивным ребенком использовалась игра «Солнышки», родители добавили «тучки» (как элемент наказания), и ребенку стало нравиться «получать тучки».

           И действительно, с точки зрения детской психологии, обращать на себя внимание ребенку легче негативным поведением. А быть «хорошим» трудно и не так уж весело. Поэтому психологи рекомендуют только позитивные подкрепления, поощрения. Вместо «У тебя не получилось» лучше сказать «Если сделаем так, то будет еще лучше». А еще обнять, погладить, подбодрить ребенка.

            «Что посеешь, то и пожнешь» – гласит известная пословица. В этих словах заключена народная мудрость, целая жизненная философия. Любите и принимайте своего ребенка таким, какой он есть. Не ждите от него подвигов и достижений. И тогда ваша любовь и доброта породят любовь и добро, а не злобу и агрессию. Всякий раз, когда вы сомневаетесь, как поступить, ищите ответ в себе, спрашивайте у своего сердца. И если вы уважаете своего ребенка, то ваше сердце обязательно подскажет ответ на любой, даже самый трудный вопрос.

Опубликовано в Блог педагога-психолога

Консультация для родителей

«Роль игрушки в жизни ребёнка 5 6 лет».

Цель: повышение психологической грамотности родителей         

         Игрушка для ребенка не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи.

         К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

         Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, набору для шитья и вязания.

           Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки – подарки ( кухонные прихватки, салфетки, украшения ). Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

         Давайте посмотрим, в какие современные игрушки играют наши дети и какое влияние они оказывают.

           Игра — средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Игровая психотерапия является одной из лучших психологических методов. Игрушка помогает ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью волшебницы, которая будет являться его оберегом. Какая – нибудь ракушка, камешек, тряпочка, гвоздик наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный «мусор», пытаемся навести порядок в детском уголке. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать их. А может быть и правда, лучше пусть будет камушек – чем трансформер, или ракушка – чем монстр.

         Большинство современных игрушек способны породить чудищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше.

         Сейчас в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и раскрученных детскими сериалами: покемоны, монстры, человек – паук, Бэтманы. Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка.

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки – трансформеры: человек – машина, человек – робот, человек – чудище. Взрослые словно забыли, что игрушка – это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем. Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

  • Игрушки из реальной жизни:
  • Какую куклу лучше покупать:
  • Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию:
  • Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения:
  • Мягкая игрушка.
  • Для детей постарше можно купить постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек красивые наборы для вышивания, бисероплетения, росписи по ткани и дереву. Эти игры приучают детей к самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Ведь куда приятнее вышить для мамы салфетку, подарить папе на день рождение модель самолета или порадовать сестру фенечкой. Любая вещь, изготовленная своими руками — самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для его друзей или родителей.
  • Особую роль в развитии малыша играют обучающие (дидактические) игрушки. Дидактические игрушки используют для развития и обучения ребенка. К сожалению, сейчас обучающие игрушки стоят дорого, а для полноценного развития малыша играть в них нужно часто. Немного фантазии, трудолюбия, и вы сможете смастерить отличные пособия, которые окажутся полезными для ваших детей.

кукольное семейство ( может быть и семья зверушек ), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодки, конструкторы, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

«Пупса» или Барби? В данном споре большое значение играет возраст ребенка. У девочек дошколят силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой, которую хочется нянчить, лечить, укладывать спать, кормить, катать в коляске. А Барби надо одевать, раздевать, приобретать для нее все новые вещи. Образ жизни ее – это бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к кукле девочка почувствует себя горничной или, в лучшем случае, подружкой, а не мамой.

Если девочка играет с пупсом, который выглядит так же как и девочка, то у девочки не возникает противоречия между ней самой ( между той девочкой, которую она видит в зеркале, и той, которую держит в руках ). Барби же, взрослая красивая девушка с развитыми формами – ребенок пропускает через себя этот образ ( фигура, образ жизни, стиль Барби поведения ). Это приводит к тому, что девочка стремится к образу, к фигуре и не принимает то, что у нее есть.

         Таким образом, Барби имеет смысл покупать школьнице – в отличие от девочки дошкольного возраста, она оценит по достоинству ее красоту и предоставляемые ею игровые возможности, но не окажется под прессом жесткой «программы», которую эта кукла диктует.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Агрессивные игрушки провоцируют игры с соответствующим настроением. В ходе агрессивной игры дети пугают друг друга оружием.

Такой испуг может иметь необратимые последствия в будущем. Кроме того, у детей могут возникать страхи, которые будут проявляться и в последующей жизни. Некоторые дети в силу психологических особенностей склонны к агрессии по отношению к окружающим, игры с военными игрушками обостряют это чувство у детей.

         В то же время в дошкольный период игрушки ( всевозможное оружие, солдатики, танки и т.д. ) помогают найти выход внутренней агрессии, которая скрыта в каждом человеке. Если она выплескивается через «военные» игры, то в реальной жизни человек становится более спокойным и уравновешенным. У детей энергии гораздо больше, чем у взрослых людей, и она обязательно должна иметь выход. Но если вы заметили, что агрессия регулярно становится основным содержанием игры, это может говорить о том, что её уровень у малыша слишком высок. На это стоит обратить особое внимание и, возможно, проконсультироваться со специалистом.

Кубики, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

Ее главное назначение — дарить малышу нежность. Она используется психотерапевтами, психологами и врачами: пушистый мишка, симпатичный слоник, и лохматая собачка способны вылечить ребенка от страхов и даже ночного энуреза.              Американские психологи, исследуя детенышей обезьян, обнаружили следующее: если обезьянке дать возможность выбора между двумя суррогатными мамами, одна из которых из холодной проволоки, но с бутылочкой молока, а другая из искусственного меха, но без бутылочки, то испуганный и голодный детеныш выбирает … вторую: мягкую и уютную, дающую столь необходимое ему чувство безопасности. Неудивительно, что наши дети так любят пушистых зверят.

         В магазинах можно найти любимыми всеми с детства персонажей «Спокойной ночи, малыши», которые учат добру и справедливости, не обманывать и не предавать и многому другому. И все это раскрывается в понятной для детей форме. Они излучают добро и любовь к каждому зрителю, а те тоже отвечают любовью. Эти герои могут принести еще одну частичку тепла и нежности и напомнят о тех темах, которые затрагивались ими.

       Подражая взрослым, ребенок воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей игрушкой, небрежно относится к ней, то это приводит к тому, что у ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются отрицательные черты характера – эгоизм, неряшливость, упрямство.

       Наоборот, если ребенок ласков со своей игрушкой, убирает ее на место, то у него развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, общительность и другие ценные качества. Развитие игровой деятельности ребенка осуществляется при активном участии взрослого. Для того, чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо учить этому. Игра от общения со взрослым становиться богаче, содержательнее. Родители должны интересоваться играми детей, помогать расширять их сюжеты, не считать игру пустой забавой и уделять ей должное внимание. Ведь игра не только забавляет малыша, но и развивает.

Желаем успехов в воспитании детей!

Опубликовано в Блог педагога-психолога
Четверг, 31 Март 2016 00:00

Это интересно

Это интересно…

У любого человека к определенному возрасту складываются стереотипы поведения. Один из таких стереотипов – стиль воспитания, который вольно или невольно появляется у каждого из родителей.

Подчиняющий стиль. Приверженцы этого стиля требуют от ребенка беспрекословного подчинения во всем. Ребенок может реагировать на такое отношение по – разному. Один внешне послушен, но внутренне протестует, и такое противоречие может довести его до невроза. Другой постоянно грубит и дерзит родителям.

Излишне требовательный стиль. Он выражается в стремлении ускорить развитие ребенка. Такие родители требуют от подростка совершенства во всем. Ругают за малейшую оплошность в учебе или домашних обязанностях. Большое значение придают приобретению знаний и навыков, но не эмоциональному развитию детей. В общении с ними стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: подавленность, не уверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей, что также ведет к неврозам.

Смягчающий стиль. Для него, наоборот, характерно постоянное –занижение требований к ребенку, оправдание любых поступков. Ребенку стараются подобрать доброго, нетребовательного учителя, избавить от любого напряжения, не поощряют проявление инициативы. Такие дети вырастают безвольными, не умеющими нести ответственность за события своей жизни.

Охраняющий стиль. Родители находятся в постоянной тревоге за ребенка, следят за каждым его шагом, выполняют любое желание. Стараются не допустить малейшего физического или психологического дискомфорта. Формируется зависимость от родителей во всем – вплоть до взрослых лет.

Излишне пылкий стиль. Свойственен больше мамам. Для него характерно чрезмерное проявление своих чувств к детям, восхищение их красотой, способностями, постоянные объятия, поцелуи. Привыкший к выражению постоянной любви и поклонения в семье, ребенок ждет того же и от всех окружающих людей. Не получая ожидаемой оценки и заботы, считает отношение к себе одноклассников и учителей несправедливым.

Небрежный стиль. Отличается полным невниманием к внутреннему миру ребенка, его психическим состояниям, переживаниям. Ребенок предоставлен сам себе. Нет требовательности, но нет и поощрения и необходимой ласки, любви. Равнодушие к ребенку рождает у него безразличие к собственному внешнему виду, к переживаниям окружающих, к учебе. Нередко у особо чувствительных и замкнувшихся в себе детей формируется жестокость, стремление сделать кому – нибудь больно.

Угрожающий стиль. Проявляется в готовности наказать ребенка за любую большую или малую провинность, в постоянных угрозах. В семье все находятся в постоянном напряжении, готовые в любой момент сорваться. Может сформировать у ребенка привычку хитрить, изворачиваться, чтобы избежать наказания. Или отказ от собственной точки зрения, лишь бы не связываться. Став старше, некоторые дети вообще перестают реагировать на угрозы, становятся неуправляемыми.

Непоследовательный стиль. Такие родители легко меняют милость на гнев, от ласк переходят к угрозам. Могут пообещать что – то сделать или купить под настроение, но обещаний чаще всего не выполняют. Характерный признак – непродуманность требований, наказаний и поощрений. Постепенно ребенок теряет уважение к родителям. Но самое главное, необдуманность поступков, вспыльчивость, непоследовательность становятся его собственным жизненным стилем.

Подкупающий стиль. В таких семьях отношения с ребенком строятся на товарно – денежной основе. Ребенок привыкает к тому, что его хорошее поведение, успешная учеба, помощь по дому покупаются за деньги или подарки. Это формирует у него представление, что человеческие отношения вообще зависят только от количества денег.

Попробуйте определить свою принадлежность к тому или иному типу и оценить его сильные и слабые стороны. Это поможет вам отказаться от типичных родительских ошибок.

Опубликовано в Блог педагога-психолога
Пятница, 03 Апрель 2015 06:00

Агрессивный ребенок

Агрессивный ребенок

Когда маленький златокудрый ангелочек вдруг делает зверское лицо и начинает драться, это всегда шокирует взрослых. Проще всего сделать вывод, что ребенок недобрый или плохо воспитан. Труднее понять причину такого поведения и сделать соответствующие выводы. И все же это единственно правильный путь.

agressivniy rebenok

Негативная самооценка

«Я плохой и веду себя как плохой», – говорит малыш, разрешая себе драться. Такие дети крайне болезненно реагируют даже на самую невинную критику.

Ваши действия. Как можно чаще хвалить ребенка, не стесняться проявлять любовь к нему. Никогда не осуждать самого ребенка («Ты плохой, потому что так делаешь»), а только его действия («Мне не нравится, что ты поступил плохо»).

Страх

Защитная агрессия. Ребенок, который имеет негативный опыт отношений с людьми (чаще – со сверстниками), может заранее начать обороняться, стараясь предупредить похожую ситуацию.

Ваши действия. Научите ребенка защищать себя, словесно выражая свое недовольство, определяя собственное эмоциональное состояние (это полезно и во всех других ситуациях).

Реакция на запрет

Ребенок не получает того, что ему нужно, – и выдает агрессию. Она связана с ограничением личной свободы. Например, запрет на выбор друзей, желание одеваться по своему вкусу.

Ваши действия. В разумных пределах необходимо разрешать ребенку быть независимым. В случае отказа аргументированно объясните причину запрета. Если желание ребенка несвоевременно, переключите его внимание на что-то другое или предложите компромисс: «Мы сделаем это позже». Устанавливайте правила поведения. Заранее обговаривайте их с ребенком.

Неспособность остановиться

Ребенок понимает, что ведет себя плохо, но сам справиться со своими чувствами не в силах.

Ваши действия. Остановите ребенка. Для него очень важно, чтобы вы справились с его агрессией: тот, кто тебя защитил от себя самого, сможет защитить и от внешних опасностей. Агрессивность ребенка возросла до высокой степени и угрожает увечьями ему самому или окружающим? Примените силу: подойдите сзади и прижмите его руки, обхватите его ноги своими и берегите свой подбородок от его головы. У малыша должно создаться впечатление: вы сдерживаете его, поскольку хотите успокоить, а не нападаете, проявляя агрессивность.

Усталость

Иначе говоря, разбалансирование нервных процессов. Когда дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом.

Ваши действия. В таком состоянии ребенок не может успокоиться сам. Поэтому помогите ему: обнимите, усадите на колени, начните качать как маленького, нашептывайте на ушко что-то ласковое и спокойное. Все подвижные игры прекращайте за два часа до сна. Старайтесь соблюдать режим дня и строго придерживаться введенных правил.

Переадресация агрессии

«Как обращались со мной, так и я буду обращаться с другими». Если в семье дерутся, кричат друг на друга или ребенок оказывается крайним в ссорах родителей, он перенимает этот стиль поведения. В таких семьях детей наказывают часто и несправедливо.Чем более жестокие требования предъявляются малышу дома, тем более агрессивным ребенок будет в своих проявлениях.

Ваши действия. Пересмотрите свои внутрисемейные отношения и стиль общения с ребенком.

Жажда власти

Речь идет о детях с так называемыми нарушенными привязанностями («Я никому не нужен, ну и не надо»). Они научились выживать, нападая на всех, нарушая правила, и вдруг поняли: это очень приятно – быть главным, сильным.

Ваши действия. Нужно завоевать авторитет. Значимыми качествами для такого ребенка являются справедливость и сила; значит, вам придется стать сильным и справедливым. И лишь когда вы поймете, что ваш авторитет не вызывает сомнений, вы сможете вовремя твердо сказать ребенку: «Я не позволю тебе этого делать». И он вас услыши

Опубликовано в Блог педагога-психолога

Дошкольник и новорожденный в одной семье

Ура, у нас появился второй ребенок! А что об этом думает первый, обычно никого не интересует, особенно если ему всего-то 4-6 лет. Однако здесь могут возникнуть проблемы, о которых стоило бы подумать заранее…

doshkolniki i novorojden

Ревность


Проблема

Старший ребенок начинает ревновать, ему не хватает внимания. В той или иной форме это происходит почти у всех мальчиков; девочки в этом плане проявляют куда больше понимания. Но в самом деле, уставшая мама начинает уделять старшему ребенку меньше внимания, благо он в состоянии обслуживать себя сам. Тут даже самые хилые семена эгоизма дадут бурный рост.

Решение

Поздравляем – вы опоздали! Эту проблему надо начинать решать за девять месяцев до ее возникновения. Ребенка надо исподволь приучать к мысли, что он становится взрослее и должен быть более самостоятельным – не обязательно даже сразу объяснять, какова главная причина такого экстренного взросления. А если обиды все-таки имеют место, обязательно покажите старшему ребенку его собственные младенческие фотографии, расскажите о его болезнях, о том, как с ним возились… У ребенка должно сформироваться безоценочное отношение к смене родительских приоритетов: ее необходимо принимать как безусловный факт.

Ну и не совсем уж забрасывайте своего дошколенка. Тоже ребенок, между прочим.

Неудобства для старшего ребенка


Проблема

Вторая проблема родственна первой, но если у той причины субъективного свойства, то здесь – вполне объективного. Маленький ребенок действительно может сильно мешать старшему. В первую очередь это касается ночного плача (если семья живет в маленькой квартире), но часто возникают и другие бытовые неудобства: младенец занимает довольно много места (пеленальный столик, кроватка, ванночка, подгузники, пеленки) – значит, кому-то придется потесниться.

Решение

Жертвенность – не самое типичное поведение дошколят, так что надеяться на молчаливый героизм глупо. Ваша задача – минимизировать негативные аспекты. У вас было достаточно времени для того, чтобы спланировать изменения в помещении и подготовить к ним старшего ребенка. В некоторых случаях стоит пригласить дизайнера интерьера, который способен подсказать интересные решения, не приходящие в голову непрофессионалу.

Вирусы и бактерии


Проблема

Если старший ребенок ходит в детский сад, он, естественно, приносит оттуда не только обогащенный лексикон, но и массу всякой заразы. С которой его собственный организм чаще всего справляться уже умеет, чего никак нельзя сказать об организме новорожденного младенца. Вы сами, конечно, тоже замечательные переносчики заразы, но дошкольник с большей вероятностью притащит так называемые детские болезни, особенно опасные для грудничка.

Решение

Нельзя дома изолировать одного ребенка от другого, да чаще всего и возможности такой нет. Так что барьерная профилактика – не наш метод. Следует установить плотный контакт с воспитателем или врачом детского сада и вовремя узнавать обо всех случаях инфекционных заболеваний в группе. И если возникнет тревожная ситуация, имеет смысл просто ненадолго приостановить посещение детского сада. Кроме того, убедитесь, что у старшего ребенка сделаны все необходимые в его возрасте прививки.

  • Автор: Анна Бойко
Опубликовано в Блог педагога-психолога
Пятница, 03 Апрель 2015 06:00

Игры на развитие самооценки

Игры на развитие самооценки

Завышенная самооценка дошкольника – это нормально. Высокая самооценка школьника – это прекрасно. Если же вы то и дело слышите от своего ребенка «я не смогу», «у меня не получится» и даже «я глупый и некрасивый» – надо срочно исправлять ситуацию!

samoocenka

Лесенка

Это диагностическая игра; она поможет вам лучше понять ситуацию с самооценкой ребенка.

Нарисуйте на бумаге лесенку, в которой десять ступенек. Скажите ребенку, что на самой нижней ее ступеньке стоят самые нехорошие мальчики и девочки – жадные, злые, завистливые. На второй – чуть получше, на третьей – еще лучше… А на самой высокой ступеньке – самые хорошие, добрые и умные.

Затем попросите ребенка нарисовать на этой лесенке себя.

Если речь идет о школьнике, то при нормальной, адекватной самооценке он поместит себя куда-нибудь в середину – между четвертой и седьмой ступеньками. Восьмая ступенька и выше – это завышенная самооценка. Третья и ниже – заниженная.

Следует помнить, что у дошкольников в норме самооценка завышена; если ваш четырехлетний малыш уверенно помещает себя на десятую ступеньку – все с ним в порядке. Если же на одну из нижних – с самооценкой нужно работать.

Играем в скульптора

Один из играющих – скульптор, другой – будущая скульптура (если игроков много, они делятся на пары – каждый либо скульптура, либо скульптор). Скульптор лепит из доставшегося ему материала:

  • человека, который ничего не боится;
  • человека, который всех любит;
  • человека, которого все любят;
  • человека, который всем доволен;
  • человека, который только что одержал победу;
  • и так далее.

Разрешается манипулировать конечностями «скульптуры», менять ее позу и даже мимику.

На начальном этапе игры темы скульптур предлагает взрослый, затем это может делать уже ребенок. Игроки могут меняться ролями; если играют много человек, под конец можно выполнить групповую скульптуру.

После игры очень важно обсудить с ребенком, что он чувствовал в процессе игры, какую фигуру ему было приятно изображать, а какую – нет.

Играем в жизнь

Предложите ребенку поиграть в ситуации, которые часто встречаются (или могут произойти) в его реальной жизни. Например:

  • Ты занял в конкурсе первое место, а твой друг – последнее. Он расстроился и даже заплакал. Как ты его успокоишь?
  • Мама купила три пирожных. Тебе нужно разделить их между собой и братом (сестрой, бабушкой, другом). Как ты поступишь?
  • Твои друзья начали играть в интересную игру. Попроси их принять тебя в компанию.

Меняйтесь ролями: пусть в одних случаях ребенок сам себя играет, а в других его роль исполняете вы.

Опубликовано в Блог педагога-психолога
Пятница, 03 Апрель 2015 06:00

Как расшевелить копушу

Как расшевелить копушу

Мама то и дело посматривает на часы, а ребенок не торопится. Избежать утренней спешки помогут маленькие уловки.

Чтобы справиться с медлительностью ребенка, надо сначала понаблюдать, чем он занят, с чем возится.

kopusha

Копуши бывают:

  • Рассеянные: они охотнее играют, чем едят, уже через минуту забывают, что сказала или потребовала мама.
  • Непоседливые: им все время что-то надо, они нетерпеливы, суетливы, но ничего не могут довести до конца, поскольку ни на чем не могут сосредоточиться. Не успев еще одеться, уже что-то строят из кубиков.
  • Протестующие: они возятся и копаются, чтобы позлить родителей. Но не это для них главное – они добиваются внимания родителей. Этим маленьким «провокаторам» не нравится спешка или отсутствие внимания к ним.

Семь средств против медлительности:

  • Разбудите малыша вовремя. Чтобы окончательно проснуться, ребенку нужно время. Лучше, если ребенка разбудит не резкий звонок будильника, а нежный звук колокольчика.
  • Помогите, а не понукайте. Рассеянным или суетливым детям очень нужна помощь, особенно при одевании. Хорошо, если одежда лежит около кроватки. При одевании нужно хвалить и подбадривать малыша.
  • Остановите ребенка, если он тянется к игре, требующей время. Если время не ждет, дайте малышу что-нибудь другое, но обязательно занятное.
  • Заранее скажите, что предстоит сделать. «Через десять минут мы выходим из дому» – этого малыш не поймет. Лучше так: «Как только помою посуду, уходим». Тогда ребенок видит стопку посуды и понимает, сколько примерно времени осталось.
  • При умышленной медлительности надо проявлять настойчивость. Протестующему копуше нельзя давать спуску, иначе он будет медлить и дальше. Нужно дать понять, что проволочка не имеет смысла. Можно даже один раз повести ребенка в детский сад, оставив его без завтрака. Но нельзя при этом выставлять ребенка на посмешище, например, перед детьми в детском саду.
  • Хорошо помогают привычные ритуалы. К примеру, такой: каждое утро по дороге в детский сад заходить в булочную и покупать что-нибудь вкусное. Главное, чтобы это не выглядело взяткой.
  • Расшевелите малыша. Помогают и такие уловки: «Бежим наперегонки!» или «Поиграем в салки!».

Маме ребенка-копуши также необходимо проанализировать и свое поведение и поступки: почему я выхожу из себя, почему я так нетерпелива? Скорее всего, вы спешите по своим делам. Если сможете это хорошо объяснить ребенку, он поймет и утренних проблем станет меньше.

Опубликовано в Блог педагога-психолога

Ребенок не хочет идти в детский сад

Ребенок отказывается ходить в детский сад? Или вам самим страшно его туда отводить? Ситуация настолько распространенная, что о ней стоит поговорить подробнее.

ne ho4et v detsad

Прийти вовремя

Следует понимать, что ребенок должен идти в детсад уже с первичными навыками социализации: набирать их на месте будет довольно сложно. Привить эти навыки (взрослых слушаемся и называем на «вы», с детками не деремся, игрушек не отбираем, суп кушаем ложкой, а макароны – вилкой, непременно дружим с горшком) придется вам.

Еще одно: начинать водить ребенка в детский сад лучше в два-три года. Иногда два предпочтительнее трех – чтобы привыкание к садику не совпало с кризисом трехлетнего возраста. Более поздний возраст опаснее: ребенок уже обзавелся определенными привычками и внезапный слом уклада может перенести тяжело. Незнакомое (то есть с точки зрения ребенка – враждебное) окружение, отсутствие привычного соседства близких людей – это сильный стресс.

Персонал

Есть официальный перечень требований к детским садам. В нем 15 основных пунктов и несчетное количество уточнений. Перечислим те, что касаются не оборудования и территории, а «человеческого фактора»:

  • вкусная, полноценная, хорошо приготовленная и имеющая привлекательный вид пища;
  • сердечно и дружелюбно настроенные к детям и родителям воспитатели;
  • умение воспитателей заинтересовать и вовлечь детей в игры и занятия;
  • поощрение детей;
  • регулярное чередование активных игр и спокойных занятий с отдыхом;
  • участие родителей в жизни детского сада;
  • постоянно действующие программы повышения квалификации персонала.

На практике крайне мало садиков, полностью соответствующих этим требованиям. Просто не хватает квалифицированных людей, способных за зарплату работать от души. Оптимальный вариант – искренне любящие детей женщины, которых полностью обеспечивают мужья. Часто такая воспитательница приходит в садик вместе со своим ребенком, да так там и остается. К сожалению, заметная часть персонала – люди с комплексом неудачника, вынужденные тянуть на себе семью.

Выход, как всегда, есть: просто отнестись к людям по-человечески. Если воспитательница жалуется, как ей нелегко с вашим ребенком, – посочувствуйте ей. Посоветуйтесь, как лучше воспитывать вашего сорванца, который дерется (или вашу девочку-тихоню, которая слишком медленно одевается). Покажите, как вы цените ее советы. Доброе человеческое отношение ценится не ниже подарков к Восьмому марта.

Коллектив

Если ребенок выделяется чем-либо, а воспитатели инертны и не наблюдательны, у него много шансов стать парией. Кратко перечислим группы риска.

  • Бывают настолько домашние дети, что до детсадовского возраста они по сути не общались с ровесниками вообще: даже во время прогулок бдительные родители-няни-бабушки могут препятствовать всякому контакту с другими детьми. Конечно, в детском саду такому ребенку придется нелегко.
  • Такие понятные и простительные для трехлетки особенности, как энурез, недостаточные гигиенические навыки, привычки типа ковыряния в носу могут стать препятствием на пути интеграции ребенка в детсадовскую среду.
  • Отдельная тема – питание. Это касается навыков как малыша, так и повара. Ребенок, не овладевший в совершенстве искусством есть, например, суп, воспринимает каждый обед в садике как личную угрозу. А если повар готовит не очень (пенки в молоке, подгоревшая пища), у ребенка закрепляется отрицательный стереотип, и он вообще отказывается есть в садике.

Подчеркнем, что ничто из этого – не «красный свет» по умолчанию. Это всего лишь факторы риска, которые можно преодолеть – или не преодолеть! – на первой же неделе. Поговорите с воспитателями, оцените их возможности; если ребенок пришел в уже сложившийся коллектив, нелишним будет лично представить его группе (желательно с участием отца), чтобы дети знали: у этого ребенка есть «крыша» в лице родителей. Все-таки в этом возрасте авторитет взрослых пока еще непоколебим. Не реже раза в неделю расспрашивайте воспитателя о ситуации вокруг вашего ребенка.

И не волнуйтесь зря. Потому что есть еще одно правило: по статистике порядка 85-90% детей, пришедших в детский сад, остаются там и успешно готовятся к школе. А уходят больше по организационным (переезд, изменение состава семьи), нежели социально-психологическим причинам. Все проблемы с детьми и воспитателями родителям обычно удается успешно решить.

Удастся и вам.

Всё будет хорошо.

Опубликовано в Блог педагога-психолога
В началоНазад12ВперёдВ конец
Страница 1 из 2
Copyright 2013  Тамшы\Капелька